- Медицина в Средневековье.
- В средние века главным образом была развита практическая м., которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов м. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов (напр., в Кёльне).Науч. м. в средние века была развита слабо. Мед. опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой м. отводилась магич. обрядам, воздействию на болезнь посредством символич. жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магич. обрядах появились предметы христиан, культа, христиан, символика, языческие заклинания перелагались на христиан, лад, появились новые христиан, формулы, расцвел культ святых и их мощей. Самым характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определенных болезней.Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христиан, амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священ, реки Иордан и т. п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определенное время, в определенном месте, сопровождая определенным ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христиан, праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. В средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т.д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мед, пасхальные яйца. Больницы появились в Раннее Средневековье, как правило, при церквах и монастырях. Уже в V в. по уставу св. Бенедикта (см. Бенедикт Нурсийский) монахам, которые не имели специального образования, вменялось в обязанность лечить и ухаживать за больными. Больницы Раннего Средневековья предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.В Высокое Средневековье, с конца XII в., появились больницы, основанные светскими лицами — сеньорами и состоятельными горожанами. Со второй пол. XIII в. в ряде городов начался процесс т. наз. коммунализации больниц: городские власти стремились участвовать в управлении больницами или полностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был открыт бюргерам, а также тем, кто внесет специальный взнос.Что касается болезней, то это были туберкулез, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение 3 лет распространилась по всему континенту (см. Чёрная смерть). Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму (как, впрочем, и др. болезни) средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, т.е. бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Средневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе, пользоваться обществ, банями, для прокаженных существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за гор. чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню (единственный источник их существования). Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища (для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая таким образом о своем появлении).В конце XV в. в Европе появился сифилис.Христианство разработало учение о болезни как следствии греха или испытания. «Медицинская» часть этого учения основывалась на ант. теории рим. врача Галена (129—199 н.э.). Согласно этой теории, здоровье человека зависит от гармонич. сочетания в его организме четырех основных жидкостей — крови, слизи, черной и желтой желчи.Лит.: История медицины. М., 1981; Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992; Ястребицкая АЛ. Западная Европа XI—XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.